01.12.2016
Правовую основу судебной защиты прав потребителей составляют Федеральный закон «О защите прав потребителей», Гражданский, Гражданско-процессуальный и Налоговый кодексы РФ.
Потребитель - это гражданин, который заказывает, приобретает, использует товары (работы, услуги) или намеревается это сделать исключительно для личных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Обращение в суд и рассмотрение дела по защите прав потребителей осуществляются в порядке искового судопроизводства.
Исковое заявление - это изложенные письменно требования истца к ответчику, то есть потребителя к продавцу, производителю или исполнителю услуги.
По выбору потребителя иск может быть предъявлен:
- по месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, исполнителя услуги). Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - по его месту жительства;
- по месту жительства или пребывания потребителя;
- по месту заключения или исполнения договора (продажи товара или предоставления услуги);
- по месту нахождения филиала или представительства основной организации (продавца, изготовителя, исполнителя услуги).
Таким образом, потребитель сам выбирает наиболее удобное для него место обращения в суд.
При цене иска до 50 тыс. руб. иск направляется мировому судье, а свыше - в районный суд (ст. ст. 23, 24 Гражданского процессуального кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ).
Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 руб. (п. 3 ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», действующей в редакции закона № 265-ФЗ от 03.07.2016, п.п. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ).
Если цена иска превышает 1 000 000 руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб. Обязательное досудебное предъявление претензии продавцу (исполнителю) не предусмотрено.
Однако, как показывает практика, направление претензии до подачи иска позволяет разрешить спор быстрее (без длительной судебной процедуры) или облегчить в дальнейшем процесс доказывания по исковым требованиям.